Арзамас Курган Магнитогорск Москва Новосибирск Омск Пермь Санкт-Петербург Северодвинск Симбирск Тверь Череповец
Статьи О гуслях Птица Острафиль и гусельный строй

Птица Острафиль и гусельный строй



Как уже говорилось, струны гуслей сравниваются в волнами и лебедями. В прежних статьях мы однозначно определили, что мифологическая птица называемая в традиции схоже, но по разному: Острафиль, Стратим, Страхиль, Аштрха, Вострахиль, Естрафиль, Истрафиль, Стратим, Страхвель, Страхвирь, Страхир, Стрепеюн, Стрефель, Стрепел – это волшебный лебедь, старшая из лебедей, всем птицам мать. Напомним, что в русском языке звука «ф» прежде не было и обычно, он передавался звукосочетанием «хв» ил «х». Если исходить из того, что имя волшебной птицы славянского происхождения, то первично оно должно звучать ближе вариантам имени Вострахиль, Страхиль, Страхвель, Страхвирь, Страхир. Если заменить в прочих именах звук «ф» на «х» или «хв», то получатся те же имена; Острахвиль, Страхвиль, Естрахвиль, Стрехвель Стрехвил. Несколько отличные имена: Аштрха, Стратим, Стрепеюн, Стрипел, все же тяготеют к наиболее распространенной форме с корнем «страх».

В природе, стая лебедей летает определенным упорядоченным строем, подобно тому, как и гусельные струны, настраиваются последовательно, по звукоряду. Аналогия, конечно, очевидная. Тем паче, что в народе существует название крыловидных звончатых гуслей - «треугольник», «уголок», «угольник» (I), подчеркивающее форму натянутых струн инструмента, напоминающую птичий полетный строй – «клин» – «уголок».




Порядок в строю летящих птиц строго регламентирован. Впереди летит старший лебедь, с краю младшие.

«А. М. Мехнецов указывает на обусловленность строя гуслей, той универсальной музыкальной системой, которая оказывается единой для всей совокупности традиционных псковских наигрышей: «В основе настройки русских гуслей – поступенно заполненный диатонический звукоряд с квартовым отношением крайних тонов последовательности, которая образует своего рода «звено согласия» (таким образом возникает подобие обиходного звукоряда). (…)

Нижняя струна («басок») в большинстве случаев настраивается на чистую кварту или большую секунду вниз от основного тона ( в более редких случаях – на малую терцию вниз – «цыганский строй»)(…) Как отмечают исполнители, «басок» мог удваивать основной тон: «Вот примерна, в басавую нижнюю – на (о)дин тон струны гонишь…» (II)

Старшей «сестрой- лебедью» в струнном ряду, должна быть нижняя струна, та, которую в народе называли «басок». Именно по ней строятся все последующие. Именно она является точкой отсчета в создании музыкальной гармонии.

Взявшись проследить смысловые взаимосвязи между восприятием гуслей, гусельной игры и мифопоэтическим мировоззрением традиционного человека, мы вынуждены говорить сразу же, одновременно, и о настройке гуслей, и о «генеалогии» птицы Страхиль, и о параллелизме в космогонических мифах, и об описательной системе гусельной игры. Именно в этом сходстве, через ассоциативные ряды и обнаруживается та система восприятия, которая позволяла обобщать, на первый взгляд мало соотносимые явления: расположение струн и лебединый строй, морские волны и звукоряд. И эта система восприятия шла дальше обобщения, она приближалась к формулированию общего принципа распространяющегося на, как прежде казалось, совершенно разнородные явления. И этот принцип работал, и весьма результативно.




Коробов А. А. Лебединая стая.

Можно предположить, что переведя практическое описание струн на язык старинного гусельного искусства, где струны соотносились с лебедями, нижняя струна -это и есть легендарная Острафиль, она же Стратим, она же Страхиль. Только не нижняя струна в конкретных гуслях, а условный, окончательно низкий, звук в предельно низком диапазоне. Именно он должен привезти к разрушениям, вызвать бури и штормы. И даже, вероятно, должен достигнуть такой разрушительной силы, что, как говорится в некоторых вариантах стиха о Голубиной книге - «Тогда наступит время опоследнее!»

Этот звук, по мифологической, апокалипсической значимости, можно соотнести с гласом ангельской трубы, из откровения Иоанна Богослова» предвещающей конец Света.

Лебедь - Острафиль, Стратим, Страхиль, который упоминается в стихе о Голубиной книге и в народных преданиях. В отличие от сказочной царевны- лягушки, которая в своем танце создаёт мир, украшает его озерами и лесами, населяет животными, этот лебедь обладает не только созидательной, но и разрушительной силой. Вспомним текст стиха:

- Пачаму Страфиль-птица – всем птицам мать?
- Што живет она на синем мори,
Держит белый свет под правым крылом;
Страфиль-птица вострепещица,
- Вся синя моря всколыбаитса,
Затапляит суды гостинныя
Сы таварами сы заморскими,
Сы людьми сы масковскими. (III)





Если рассматривать эту часть стиха как иносказательное описание гусельной игры, то такую игру, такое «трепетание струн» можно соотнести только с разрушительной игрой под боевой пляс. Причем, на необыкновенных - «вселенских гуслях».

Максимально низкий звук называется у физиков инфразвуком, это акустические колебания с частотой ниже 20 Гц. Слово "инфразвук" происходит от лат. infra - "ниже, под" и означает упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот. Воздействуя на нервную систему человека, он вызывает приступы безотчетной тревоги, необъяснимого страха, головокружения и может убить.

Инфразвук нередко встречается в природе. Естественными источниками звуковых колебаний ниже 20 Гц, являются шумы, возникающие в атмосфере при грозовых разрядах, при землетрясениях от колебаний и вибраций земной коры, так же во время большого морского шторма.

Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах вследствие чего инфразвуковые волны в воздухе, воде и в земной коре могут распространяться на очень далёкие расстояния. По этому, действия этих волн могут ощущаться человеком на значительных расстояниях от бушующего шторма или бури, без очевидного наблюдения источника ультразвука.

Наше ухо слышит звуки различной частоты - от 16 герц (нижняя граница слуха) до 20 тысяч (верхняя граница). Инфразвуки и ультразвуки человек не слышит.

Занудный писк комара – это почти верхняя граница нашего восприятия, звуки, слышимые на нижней границе – это шум морского прибоя. Даже средней силы шторм, способен создавать инфразвуки силой в 90 киловатт. Практически не поглощаясь внешними средами, неслышимый человеком звук распространяется на сотни и тысячи километров, рождая в людях безотчетную тревогу, страх и ухудшая общее самочувствие. Не это ли, необъяснимое чувство страха, появляющееся во время штормов и ураганов, породило имя мифологической птицы – Страхиль, то есть: «страшащая», «несущая страх»?

Помните, что чувствует гусляр Садко, играя вечером на берегу Ильмень озера? Он переживает страх, который не может побороть! Усидеть на своем «игровом» синем камушке ему удается только на третий день и только тогда к нему выходит морской царь. А до этого страх, появлявшийся при начинающемся шторме, гнал Садко прочь от озера:

Ай пошел Садко да ко Ильмень он ко озеру,
Ай садился он на синь на горюч камень,
Ай как начал играть он во гусли во яровчаты,
А играл с утра как день теперь до вечера.
Ай по вечеру как по позднему
Ай волна уж в озере как сходилася,
А как ведь вода с песком теперь смутилася;
Ай устрашился Садко теперечку да сидети он,
Одолел как Садко страх теперь великий,
Ай пошел вон Садко да от озера,
Ай пошел Садко как во Нов-город. (IV)

Осенью на Ильмене бывают довольно сильные шторма, Это заметно усложняло судоходство и добавляло сходства с морем. В средние века Ильмень часто называли Словенским морем. Особенности воздействия на организм человека инфразвука в том, что он заставляет вибрировать не только ушные мембраны, но и воздействует на все тело. Начинают колебаться внутренние органы: легкие, сердце, желудок, происходят нарушения в работе мозга, возникает головокружение и обмороки, временная потеря зрения, подкашиваются ноги, тело сотрясается приступами рвоты… Звуки силой более 7 Гц останавливают сердце или заставляют лопаться кровеносные сосуды. Оказалось, что низкие звуковые частоты (почти от нуля и до 100 герц), при силе звука до 155 дБ, производят колебания стенки грудной клетки, сбивающие дыхание, вызывают головную боль и кашель, искажение визуального восприятия. Видения Садко, могли быть вызваны тем, что как показали исследования, частота 19 герц — резонансная для глазных яблок, и именно она способна не только вызывать расстройство зрения, но видения, фантомы и яркие галлюцинации.

Уже говорилось о том, что инфразвук с частотой 7 Гц. Приводит к смерти. Инфразвук, появляющийся при штормовой погоде, близок по частоте к 6-7 герц. Возникшее звуковое колебание такой частоты, встретившись в море с кораблем должно моментально убить весь экипаж. Вспомним строки стиха о Голубиной книги, посвященные птице Острафиль:

По Божъему все повелению
Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыхнется;
Топит она корабли гостиные
Со товарами драгоценными,-
Потому Стратим-птица всем птицам мать. (V)

В это же время на берегу, где воздействие инфразвука слабее, люди испытывают безотчетную тоску и страх, доходящий до обмороков и кратковременной слепоты. Неслышный крик невидимой «птицы» должен был очень отчетливо восприниматься жителями морского побережья. Со временем эмпирические наблюдения обрабатывались традицией и складывались в мифо-поэтические образы, сохраняющие накопленное и выстраданное знание. Вероятно, что так появился образ птицы Страхиль, Острафиль, Страхир.

Гусли, являлись не только музыкальным инструментом, но и практической, наглядной моделью постепенного, периодичного изменения звука от низкого к более высокому. Они давали возможность, каждому желающему человеку, самостоятельно поразмышлять над природой звука.



Царь Давид. Фреска Воскресенского собора (1652-1678) Романов-Борисоглебск.



У людей, живущих на побережье, поочередно звенящие гусельные струны и набегающие чередой волны, неизбежно должны были создать устойчивый ассоциативный ряд. Гусли были моделью моря, а море – моделью «вселенских гуслей».

Для того, чтобы, на основе образов доступных человеку прежнего времени, предметно, наглядно, согласно с естественным слуховым и зрительным опытом, изобразить весь существующий звуковой диапазон, нужно представить волшебные гусли, размером с море, с тысячами струн - волн, которые последовательно могут издавать не только звуки слышимые человеческим ухом, от «писка комара», до «рокота волн», но и за пределами человеческой слышимости. Где-то там, в самом низу этих «струн», за пределами человеческого восприятия и находился тот «басок», как называли нижнюю, отсчетную гусельную струну в деревнях, в ней и звучал голос «старшего лебедя» - Страхиля, Острафиля, вызывая в людях страх и иногда даже убивая.





То, что русская мифология поселила птицу Страхиль именно «во синё-море» очевидно связанно с многолетними наблюдениями поморов за физическим и душевным состоянием людей, во время штормов и бурь.

Примечательно и то, что малые дозы - уровень звука 80-90 дБ – порождают стимулирующий организм эффект – тонизируют, делают «микромассаж», ускоряют метаболизм. Большие же дозы - уровень звука 120 и более дБ – вредны для человека.

Вероятно, этим благоприятным воздействием звука в 80-90 дБ, объясняется наша тяга к берегу моря. Мы почему-то чрезвычайно любим слушать плеск волн, возможно, что даже не менее сильно, чем размышлять под рокот гусельных струн.


(I) Народная традиционная культура Псковской области. Т. 1. Санкт-Петербург – Псков. 2002. С. 638
(II) Народная традиционная культура Псковской области. Т. 1. Санкт-Петербург – Псков. 2002. С. 457
(III) Цитируется по варианту из сборника П. В. Киреевского
(IV) Былина Садко. РУСЬ-ЗЕМЛЯ БОГАТЫРЕЙ. М. «НОВЬ». 1998. С.75
(V) Стих о Голубиной книге. Из сборника А. В. Оксенова

Литература:

Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова Фак. Международный бизнес и деловое администрирование Реферат на тему: «Основные вредные и опасные производственные факторы» Москва 1998

ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности 29.12.1989

Сокол Г. И. «Особенности акустических процессов в инфразвуковом диапазоне частот». — Днепропетровск: Проминь, 2000. — 143 с. (обзор 803 источников литературы).

Боенко И. В., Фрайман Б. Я. Колебания сосудистой стенки при действии инфразвука. Воронеж, 1983 г., стр. 1-8. Рукопись депонирована во ВНИИМИ 16.09.83. №Д-6783.

Фрайман Б. Я.,Безруков В. Е. Условия, при которых осуществляется прямое действие инфразвука на стенку кровеносного сосуда. Воронеж, 1983 г. стр. 1-13. Рукопись депонирована во ВНИИТИ 13.01.83г. № 6748-83

Жуков А. И., Иванников А. Н., Фрайман Б. Я. О необходимости изучения пространственной структуры звукового поля при оценке действия низкочастотного шума. «Борьба с шумом и звуковой вибрацией», Москва, 1989 г., стр 53-59.

Жуков А. И., Иванников А.Н, Ларюков А. С., Нюнин Б. Н.,Павлов В. И., Фрайман Б. Я. Определение аномально активной зоны вредного действия инфразвуковых шумов в жилых и административных помещениях. «Проблемы акустической экологии», Ленинград, Стройиздат, 1990 г. стр. 13-21.