Арзамас Курган Магнитогорск Москва Новосибирск Омск Пермь Санкт-Петербург Северодвинск Симбирск Тверь Череповец
Статьи О Бузе Сердце воина - эмблема бузы

Сердце воина - эмблема бузы

Григорий Николаевич Базлов


 

Символ изображает двух грызущихся волков. Тела зверей S-образно изогнуты, хвосты сплетены. В центре между ними расположен крест. Символ называется «Сердце воина». Обозначает вечную борьбу добра и зла за сердце человека. От личного выбора человека, от того, чью он примет сторону, зависит, каким будет его сердце, а следом и поступки. У Достоевского есть простое и ясное высказывание: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы - сердце человеческое». Эти слова великого писателя полностью поясняют смысл эмблемы Бузы – «Сердце воина».

- Почему в центре эмблемы, между волками изображен крест?

- Крест, в эмблеме обозначает Православную христианскую веру. Древний учитель Церкви Тертуллиан сказал в свое время: "Душа человека по природе христианка". Это и отражено в эмблеме, крест расположен в самом центре сердца. В борьбе со злом воспитывается и крепнет дух человека. В некоторых древних вариантах этого символа в центре эмблемы размещалась виноградная гроздь или цветок хмеля. По древней символической традиции гроздь винограда обозначала Божью Благодать, а на севере, где виноград не рос, вместо грозди изображался цветок хмеля.

Как раз такой цветок хмеля мы видим в изображении «сердца воина» на турьем роге, найденном в древнерусском воинском погребении конца Х века, под Черниговом, в кургане Чёрная могила.

 

 

Графика и основной символический смысл композиции, при этом не меняется. Две S-образных фигуры волка, сплетаются в драке, образовав графический знак «сердце». Их сплетенные хвосты расположены между фигур зверей и увенчаны цветком хмеля.

 

 

Не исключено, что в этом случае символ имеет дохристианское происхождение и иллюстрирует некую древнерусскую легенду. Академик Б. А. Рыбаков трактует его как «символ единоборства». По всей видимости, изображение двух грызущихся волков восходит к распространённому сюжету о битве Кривды с Правдою, который сохранился во множестве вариантов духовного стиха о Голубиной книге. В кратком изложении сюжет выглядит так:

По велению Бога две птицы сотворяют мир. Окончив обустройство мира, одна из них говорит, что мир должен принадлежать ей, так как, она больше трудилась. Другая, говорит, что мир принадлежит Богу, по тому, что это Он создавал всё, послав трудиться птиц. Так появляется в мире Кривда и Правда.

Кривда начинает бой с правдой и они сражаются сначала в образе птиц, потом людей, потом волков. Именно в образе волка, Правда переспорила Кривду и «…пошла на небеса к Царю Небесному». «А Кривда пошла у нас по всей земле, по всей Святорусской. Она легла к нам на ретиво сердце. От того у нас стало, Правды нет!» «Кто по Правде будет жить, тот причаянный ко Господу, кто по Кривде будет жить, тот отчаянный от Господа». Характерно, что в легенде упоминается и отпадение ангела (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец») от Бога, и война против светлого ангела, сохранившего верность Богу. Есть в славянской легенде и воспоминание о безоговорочной победе ангела - Правды над падшим ангелом – Кривдой. Очевидно, что легенда, основной сюжетной частью, полностью совпадает с библейским преданием о битве Воинства Небесного с падшими ангелами и низвержением их с неба не землю. Из этого следует, что Правда, это славянское имя архангела Михаила – воеводы Воинства Небесного, а Кривда – славянское имя предводителя падших ангелов.

 

 

Есть в предании и мотив битвы за сердце человеческое: «Она легла к нам на ретиво сердце», а так же мотив свободы человеческого выбора: «Кто по Правде будет жить, тот причаянный ко Господу, кто по Кривде будет жить, тот отчаянный от Господа».

Таким образом, на примере рисунка на турьем роге из Чёрной могилы, мы видим, что древний символ был распространён не только в виде знака-пиктограммы, но и в виде наложенного на него рисунка объясняющего древнюю легенду.

 

- Следует ли из вышесказанного, что графический символ изображает то же самое, ту же легенду?

 

Да. Однако в разных, славянских традициях существуют и некоторые несколько отличные трактовки эмблемы. Тем не менее, он везде связан с воинами и с битвой.

Например, очень похожий знак используют в традиции Запорожских козаков - Спас. Одно из распространённых названий символа «Соколиный удар»

 

 

На Украине традиционно понимают этот знак как: символ козака стоящего руки – в боки, как изображение взлетающего сокола, как атаманскую булаву (по середине) и два оселедца козаков-побратимов (по краям).

- А встречается ли этот символ в народной традиционной изобразительной традиции?

Да, очень широко. Например, в Тверской области, это один из наиболее распространенных элементов в деревянной домовой резьбе.

 

рис.№1

рис.№2

рис.№3

рис.№4

рис.№5

рис.№6

 

Интересно, что на рисунке № 2 мастер, для ясности, приделал к знаку «сердце воина» два волчьих хвоста, как бы снабдил резьбу комментарием. Видимо, рассчитывая, что так понимающий наблюдатель глубже проникнет в суть изображения. А на рисунке № 5, другой мастер очень узнаваемо изобразил небесную твердь – Землю, солнце и небесный свод - Небо, под которым происходила битва, за право находиться на котором эта битва велась.

- Есть ли этот символ у других народов?

Да. Мне встречалось упоминание об этом символе у туркменских мастеров ковроделов. Символ виден на ближнем крае ковра.

 

    

 

В этой традиции он называется «две собаки, дерущиеся за кость». Ближайший сосед Туркменистана - Иран – Персия, древняя индоевропейская культура. Не исключено, что туркменскими ткачами знак был заимствован у персидских ковроделов. У которых, некогда символ мог мифологически осмысляться так же как и у нас. Тем более, что собака, в отличие от волка, у зороастрийцев считалась священным животным. А битва духа добра (Спента) и духа зла (Ангра) – является основой философии зороастризма. Возможно, что в этом символе, до сих пор бытующем в Туркменском ковроделии, сохранились отголоски некогда единой философской и мифопоэтической системы индоевропейцев.

Подобный «сердцу воина», знак есть и в традиции индусов. Наличие его одновременно в Иране - у парсов и у ариев Индостана, подтверждает предположение об очень древнем происхождении символа, который, вероятно, использовался ещё до разделения ариев, на иранскую и индийскую ветвь. Известно, что боги иранских ариев и ариев Индостана враждебны друг другу, а предания очень близки. В Иране «асур» – «ахур», это положительные существа, у ведических ариев – демоны. В Иране слово «дэв» обозначает демон, а у ариев Индостана – бог. Скорее всего, предание о ссоре асуров и дэвов, это воспоминание о древней племенной вражде, разделившихся некогда ветвей, прежде единого арийского племени. А боги ариев – суть древние обожествлённые племенные вожди.

 

Остров Бали, в Индонезии.

 

Свастика, размещённая на том месте, где у нас находится крест, цветок хмеля или виноградная гроздь, символизирует «благодать Бога-творца» и буквально слово «свасти» переводится как «счастье». К тому же, свастика – это тоже крест, только вращающийся. В средневековой христианской символике знак вращающегося в две стороны креста – свастики, использовался для обозначения двух видов христианского делания: внешнего добротоделания и внутренней духовной работы.

Если рассматривать всю композицию целиком, то можно сказать, что в ведической традиции ариев Индостана, этот символ был устойчивым знаком победы, изображением волшебного непобедимого оружия, сокрушающего зло - «ваджра», которое традиционно изображается двумя способами.

Двухмерно, как на этих рисунках:

 

Остров Бали, в Индонезии.

 

И трёхмерно:

 

Исследователи единодушно видят в качестве прототипа волшебной ваджры, навершие реального оружия – булавы или пернача.

 

 

Таким образом, мы видим, что и в древних культурах, имеющих с нашей общие корни и древнюю историю, этот символ сохранился и используется в близком значении - для обозначения борьбы и победы. Можно говорить, что он архетипичен для индоевропейцев. Не смотря на тысячелетия, прошедши со времени разделения индоевропейцев на разные ветви этот знак, в той или иной степени, сохранился во многих культурах, сохранилось и сходство в понимании его значения.

- Когда и кем была разработана эмблема бузы, в современном её виде?

- В качестве эмблемы боевой традиции «Буза», она была разработана в Твери группой единомышленников, а художественно обработана и нарисована, известным тверским художником Николаем Ивановичем Беловым в 1990 году. Тогда же она утверждена кругом в качестве официального символа движения. Впервые упомянута в самом первом номере журнала «Русский стиль - боевые искусства» в 1993 году.

- Как изобразить «Сердце воина» в упрощённом виде, чтобы не повторять весь сложный рисунок эмблемы?

- Есть два варианта изображения. Один округлый, обычно характерен, для рисования кистью или для сквозной домовой резьбы . Другой – угловатый, продиктованный условием его исполнения на ткацком станке и в браной вышивке. Так же по тому, что так легче вырубать знак на дереве, например топором или вырезать ножом.