Арзамас Курган Магнитогорск Москва Новосибирск Омск Пермь Санкт-Петербург Северодвинск Симбирск Тверь Череповец
Статьи О килпъяврском мегалитическом святилище Килпъяврское мегалитическое святилище (кромлех)

Килпъяврское мегалитическое святилище (кромлех)

Доклад к.и.н. Базлова Г. Н. на научно-методическом семинаре «Тверская земля и сопредельные территории в древности».
27-31 марта 2012 года. Тверь.

Доклад прочитан 31 марта на заседании в библиотеке им. Горького.

Время открытия памятника

Кромлех был найден нами в июне 2011 года во время подъёма на гору с названием «310-я сопка». В августе сентябре 2011 года была организованна повторная экспедиция, которая провела измерение и подробное фотографирование памятника. Вторая экспедиция подтвердила и скорректировала некоторые выводы первой.
Кромлех расположен на территории закрытого военного гарнизона, поэтому прежде был практически недоступен для исследователей.

Географическое расположение кромлеха


Кромлех расположен на Кольском полуострове:
Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Расположение кромлеха помечено на карте.

В Кольском районе Мурманской области, в пяти километрах от посёлка Килпъявр, на «310-ой сопке». Приблизительно в 30-и километрах на север от памятника заканчивается полуостров и начинается Северный Ледовитый океан, Баренцево море – Ура-губа.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

Кромлех хорошо виден из космоса, со спутника и отчётливо выделяется своей правильной формой среди разбросанных вокруг валунов.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Фотография со спутника

Памятник расположен на самом краю склона сопки с её северо-восточной стороны. Именно эта сторона возвышенности позволяет без особого труда подняться на сопку к памятнику. С прочих сторон обрывистые скалы. К тому же, сопка окружена петлёй Ура-реки, что сильно затрудняет подход к памятнику с других сторон.
С северо-востока памятник виден издалека невооруженным глазом, более чем за пять километров.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Вид кромлеха издали с северо-востока.

Вероятно, что это одна из причин по которой строители выбрали место для установки мегалитов на северо-востоке возвышенности. Недалеко от кромлеха, на вершине, в южном направлении есть несколько небольших водоёмов, вероятнее всего питающихся талой водой. Вокруг кромлеха, на разном удалении расположены камни, часть из которых предположительно можно отождествить с сейдами . Большинство характеристик, присущих этим валунам, совпадает с основными признаками сейдов, сформулированными исследователями, например, Вячеславом Мизиным в работе "Сейды, мегалиты русской Арктики".
На северо-восточном склоне горы, примерно в 32 метрах от кромлеха, рядом с группой валунов, нами была найдена овальная выкладка из небольших камней в диаметре чуть менее метра.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Вид на овальную выкладку и кромлех с северо-востока.

Нами не было обнаружено следов обжига и прокаливания. В центре овала растёт густой и высокий ягель, что может свидетельствовать о том, что выкладка сделана давно, очевидно, что до появления здесь посёлка Килпъявр.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Овальное сложение.

Большинство исследователей считают подобные овальные выкладки ритуальными сооружениями саамов.

Например: «Из пяти овалов Немецкого Кузова – три с камнем в центре. Овалы составляют около 1,5% кладок Немецкого Кузова и 0,5% кладок Русского Кузова.»
И. С. Манюхин. Саамы (культовые памятники). АРХЕОЛОГИЯ КАРЕЛИИ. Петрозаводск. 1996. С. 349.

Исследователями описаны случаи, когда рядом с большим валуном – сейдом, выкладывался овал из маленьких камней. Случаи такой композиции в Карелии и на Кольском Полуострове приводит, например И. С. Манюхин, в своей работе Саамы (культовые памятники). То есть соседство овальных выкладок с большими валунами, неслучайно, хорошо описано учеными и подтверждает «неслучайность», «сакральность» места. Это обстоятельство в сочетании с расположенными рядом сейдами и качающимися камнями, позволяет нам считать Килпъяврский кромлех, не отдельным памятником, а мегалитическим комплексом.

Планировка и размеры

Кромлех представляет собой выкладку из валунов различной величины, в виде круга, диаметром около 40 метров. Примерно половина из них достигают в высоту нескольких метров и весят несколько тонн. Камни «маленького» размера – сотни килограммов.
Минеральный состав валунов: граниты и гнейсы, характерные для Кольского полуострова.
Строго, на северо-востоке кромлеха расположен самый крупный валун белого цвета. Его высота около 2 метров 76 сантиметров. Длинна, около 7-и метров. Толщина около 3х метров. С внутренней стороны кромлеха, у подножия главного мегалита лежит плоская плита белого цвета, расколовшаяся на четыре части по середине.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

Далее мы будем условно называть её «алтарная плита». Это название напрашивается из логики архитектуры сооружения. Её ширина около 2х с половиной метров, а длинна, порядка 5-и с половиной метров.
Посередине плиты, около центра раскола заметно изменение цвета породы, пятно с рыхлой каменной крошкой, напоминающее следы прокаливания. Не исключено, что некогда в этом месте «алтарной» плиты разводили костёр. 
Справа и слева от главного мегалита размещены два крупных, высоких камня, тёмного цвета. Остальные расположены по окружности. Высота камней образующих окружность постепенно понижается с северо-востока на юго-запад. И на юго-западной стороне, напротив «лежачего валуна», находятся совсем небольшие камни, около полуметра высотой.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

Четыре крупных валуна смещены наружу из кольца. Один с северной стороны и три с юго-восточной. Именно в этих местах около кромлеха начинается наиболее крутой каменистый склон. Вероятно, что из-за сейсмической активности, которая не редкость на Кольском полуострове, они съехали несколько ниже того места где были изначально установлены строителями.
На предложенном плане их предположительные места прежнего расположения обозначены пунктиром. Стрелочки отмечают ярко выраженное направление крутого склона. Подчеркнём, что в других местах, на краях каменной окружности таких крутых склонов нет, соответственно, и съезжать, смещаться прочие камни не могли. Вероятно, это и объясняет их правильное положение в кромлехе. Почти, посередине каменного круга находится не высокий, светлый, не обработанный, треугольный камень, вершиной вверх.
С Юго-западной стороны, прямо напротив главного мегалита, створ из двух камней около полуметра высотой. Если смотреть через этот створ на главный мегалит, то треугольный – центральный камень оказывается ровно в центре «каменного целика», наподобие оружейной мушки и линия «прицеливания» указывает ровно в центр главного мегалита.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

Таким образом, отчётливо прочитывается ориентировка памятника по линии юго-запад – северо-восток. Это подчёркивается и понижением высоты камней с северо-востока на юго-запад, и направлением «линии прицеливания» через створ. И размещением на северо-восточной стороне памятника крупнейшего мегалита – лежачего камня.

Аналоги

Обычные кромлехи встречаются по всей территории Британских островов и на континенте в Бретани, «лежачие кромлехи» характерны для северо-востока Шотландии и юго-запада Ирландии (каменный круг Дромбег близ Росскарбери, графство Корк). Они датируются приблизительно 3000 г.до н. э. Обычно лежачий кромлех представляет собой круг из крупных камней, среди которых имеется крупный, лежащий на ребре валун, к которому примыкают два наибольших камня композиции, по одному с обеих сторон.

 

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Шотландия. Томнавери (Tomnaverie). Лежачий кромлех.

Как и в Килпъяврском кромлехе, в Шотландии, камни чаще всего ранжированы строго по высоте так, что по мере удаления от лежачего камня их высота уменьшаются, и самые низкие находятся напротив лежачего валуна. Нередко внутри лежачих кромлехов находится кольцевой каирн и кремированные останки.
Лежачие кромлехи северо-востока Шотландии и юго-запада Ирландии сближает с нашим заполярным памятником так же то, что в основе их планировки, как правило, прочитывается та же самая ось: северо-восток – юго-запад. Однако, главный мегалит – лежачий камень, расположен в противоположной стороне, нежели в Килпъяврском кромлехе, на юго-западе.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Томнавери (Tomnaverie). Лежачий кромлех.

Знаменательно, что не только у кромлехов с лежачими камнями, но и у значительного числа кромлехов Британских островов, в основе планировки лежит осевая линия северо-восток – юго-запад. Знаменитый Стоунжендж не исключение.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище
Стоунхендж.

Можно утверждать, что ориентация кромлехов по линии Северо-восток – юго-запад является принципиальной и лежит в основе концепции построения многих каменных кругов.

Астрономия и мифология

Некоторые особенности расположения памятника сразу же наводят на мысль о солярном культе, связанном с Килпъяврским кромлехом. Как мы уже упомянули, подниматься на гору к памятнику и наблюдать издали невооруженным глазом кромлех удобно только с северо-восточной стороны. При взгляде на «310-ю» сопку с этого направления из посёлка Килпъявр, мы отмечаем, что именно над 310-й сопкой в январе появляются сначала полярные зори, а потом, впервые поднимается из-за горизонта солнце. Памятник, по нашему мнению маркировал место встречи светила после изнурительной полярной ночи. Каждый житель Заполярья знает, какой это долгожданный и радостный день. Появление солнца знаменует приход полярного дня, начало радостного и светлого периода года.

На внешней стене главного белого мегалита, именно со стороны смотрящих на встающее солнце (с северо-востока) находятся округлые барельефы естественного происхождения в виде выпуклых кругов. Некоторые из них подверглись сильной эрозии, иные хорошо заметны. Трудно сказать, был ли камень развёрнут в это положение строителями или расположение естественных барельефов случайно совпало с направлением взгляда на восходящее солнце, но можно утверждать, что это совпадение и в том и в другом случае было бы замечено древними людьми, приходившим к Килпъяврскому кромлеху и воспринималось как священный символ.

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище


Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

На бытование некогда в этом регионе культа воскресающего после полярной ночи солнца может указывать название расположенного невдалеке посёлка Пяйеве и реки Пяйве. Это слово переводится с языка лопарей-саамов как имя бога – солнца, он же бог дня недели - воскресения - Пейве или Бейве (Peive aeilek), Пейве Айлек.
Первоначальный внешний вид Килпъяврского кромлеха реконструируется нами предположительно так:

Базлов.Килпъяврское мегалитическое святилище

В заключении хочется добавить, что есть основание предполагать существование других не обнаруженных пока культовых мегалитических объектов в непосредственной близости от Килпъяврского кромлеха. Безусловно, памятник требует дальнейшего более тщательного изучения.